Меню KDT
Поделиться с друзьями: 

Нұр-Сұлтан қаласы білім басқармасының  №63 мектеп-гимназия сайтына Қош келдіңіздер!

 

ВЕБ - КВЕСТ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Сейчас в учебных заведениях большинство обучающихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

  • повышение мотивации к самообучению;
  • формирование новых компетенций;
  • реализация креативного потенциала;
  • повышение личностной самооценки;
  • развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

  • использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Итак, что же такое веб-квест?
«Образовательный веб-квест - это сайт (блог) в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).
Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов:

  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Самопознание – любые аспекты исследования личности.
  • Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
  • Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
  • Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
  • Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
  • Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
  • Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам

Ясноевступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов(в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
Руководство к действиям(как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

 

Этапы работы над квестом

  • Начальный этап(командный)
    обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов.
    Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль.
    Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
    Ролевой этап
    Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.
    Задачи:

· поиск информации по конкретной теме;

· разработка структуры сайта;

· создание материалов для сайта;

  • доработка материалов для сайта.
    Заключительный этап
    Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования.
    По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие
    ,  как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
    Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся на достижение наилучших учебных результатов.
     

 


Педогогический педсовет

«Развивающее обучение как основа программы обновления содержания образования в рамках внедрения и развития трехъязычного образования»

Учебно-воспитательный процессе школы-гимназии №63 ориентирован на реализации задач, определенных Посланием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» -новый политический курс состоявшегося государства»и Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, где определены приоритетные направления по созданию условий для обновления содержания образования. В соответствии с планом методической работы школы в декабре состоялся педагогический совет «Развивающее обучение как основа программы обновления содержания образования в рамках внедрения и развития трехъязычного образования». На педсовете были обсуждены новые цели и задачи обновлённого содержания образования, технологии обучения, новые формы оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении. Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»? В каком направлении и как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования? Заместителем директора по учебной работе А.Е.Тулеутаевой и учителями-предметниками были обсуждены вопросы о том, каким образом внедряется данная программа в нашей гимназии, на что следует обратить внимание и над чем работать. Опытные учителя-предметники, которые посещали уроки в 1-х классах в течение подготовки к педсовету, поделились своими мнениями о ходе внедрения программы обновления содержания образования.



 

АНАЛИЗ УРОКА

 

(методические рекомендации)

Примерная схема комплексного анализа урока:

- готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя),

- внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку,

- организационные действия учителя (при необходимости),

- планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока,

- актуализация знаний и способов деятельности учащихся,

- какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение),

- применение проблемных методов в учении школьников,

- соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся,

- объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ,
- учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития,

- подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения,

- постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения,

- владение учителем способами создания проблемных ситуаций,

- соблюдение правил постановки учебной проблемы,

- использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним,

- соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения,

- формирование специальных и общих учебных умений учащихся,

- наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения,

- умения учащихся осуществлять логические операции,

- развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает),

- затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они были устранены,

- соблюдение требований проблемно- развивающего обучения к домашней работе учащихся. Какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление),

- учет учителем индивидуальных особенностей. способностей и подготовленности учащихся и предложение дифференцированных заданий,

- что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления,

- общая результативность урока.

 

Анализ урока с применением информационно-коммуникационных технологий

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

Исходя из вышесказанного, можно предложить для проведения анализа и оценки урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему. Во-первых, анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ.

Во-вторых, анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям:

Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).

Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).

Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении).

Соблюдение санитарно – гигиенических требований (соблюдаются технические требования к проведению урока с использованием компьютера, соблюдаются эргономические требования к проведению урока в компьютерном классе).

Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, использование средств ИКТ способствует эффективному закреплению материала, использование средств ИКТ способствует оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

В-третьих, на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:

выполнение плана урока

достижение целей урока

как применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения

какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему

общее заключение об уроке

Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе.

 

Принципы

современного анализа урока

  1. Принципы гуманизма.

2. Учитель вправе самостоятельно выбирать технологию своего труда.

3.Требования предъявлять только к результату (максимальные).

  1. Системность (для этого нужна схема)
  • анализ цели
  • содержание
  • методики
  • организация урока
  • анализ условий протекания урока
  • вывод об уроке по результативности.

 

  1. Критерии результативности урока:
  • мировоззренческая эффективность (четкое выделение идей)
  • вклад урока в приобщение учащихся к нравственным ценностям
  • активность детей на уроке
  • качество знаний
  1. Предложения учителю:
  • по закреплению всего позитивного
  • рекомендации по совершенствованию технологии урока
  • предложения по эффективности урока

Анализ урока

 

  1. Анализ целей урока и их достижения
  • оценка правильности и обоснованности определения учителем задач образования, воспитания и общего развития учащихся. Их направленность на высокий конечный учебно-воспитательный результат урока;
  • учёт при определении целей урока его места в системе уроков;
  • целенаправленность деятельности учителя и учащихся на уроке;
  • достижение целей, учебно-воспитательная результативность урока как основной критерий оценки урока и его слагаемых.

 

  1. Анализ содержания урока
  • реализация воспитательного потенциала содержания урока;
  • дифференциация и интеграция знаний;
  • чёткое выделение учителем основного содержания темы как объекта прочного усвоения на уроке;
  • использование на уроке различных источников знаний;
  • включение в содержание темы сведений о новейших достижениях науки, техники, культуры;
  • реализация принципа политехнизма, раскрытие значения знаний для практики, показ их применения на предприятиях, в быту, в сфере общественных отношений, включение в ход урока профориентационного и краеведческого материала;
  • включение в содержание урока деятельности по развитию учебных умений и навыков;
  • содержание ответов учащихся и комментария учителя.

 

  1. Методика проведения урока
  • соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения;
  • интенсивность учебной деятельности школьников на уроке;
  • организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока;
  • использование нетрадиционных педагогических технологий (изучение материала крупными блоками, использование опор, приёма, опережения и т.д.);
  • методика развития общих учебных умений и навыков;
  • методы проверки знаний. Сочетание текущей проверки с тематической, обоснованность оценки знаний;
  • эффективность использования на уроке наглядности, технических средств;
  • оптимальность выбора учителем сочетания форм обучения - индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной;
  • организация домашней работы.

 

  1. Организация урока
  • тип и структура урока, их соответствие цели, содержанию и методам, перестройка структуры в целях повышения эффективности урока;
  • подготовка учащихся к уроку (наличие на партах тетрадей, учебников, ручек и т.д.);
  • постановка учебных задач, определение плана предстоящей работы;
  • организационная чёткость, рациональное распределение и использование учебного времени;
  • поведение учащихся на уроке, их прилежание;
  • подведение итогов урока.
  1. Условия проведения урока
  • обстановка в классе: чистота, освещённость, проветрено ли помещение, размещение учащихся. Физкультпаузы.
  • учёт учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Формирование мотива и умения;
  • микроклимат на уроке. Стиль взаимоотношений учителя и учащихся, реализация идей педагогики сотрудничества. Собранность и самообладание учителя, его оптимизм.
  1. Выводы
  • общая оценка урока по его результативности: образовательной и воспитательной эффективности, содействие общему развитию учащихся, степени усвоения основного содержания новой темы непосредственно на уроке;
  • краткая характеристика основных достоинств и упущений;
  • учёт ранее высказанных замечаний и рекомендаций.

7. Предложения

  • рекомендации по закреплению и развитию положительных качеств урока;
  • предложения (предписания) по повышению результативности урока;
  • советы по совершенствованию технологии урока;
  • рекомендации по изучению соответствующей литературы, посещению уроков других учителей.

Анализ урока

Подготовка учителя к уроку

Определение целей.

  1. Оснащение урока дидактическим материалом, наглядными пособиями, ТСО
  2. Приёмы и характер опроса:

репродуктивный;

элементы поиска;
творческая направленность;

углубление и обобщение;

отработка основных понятий.

 

4. Организация работы по усвоению новых знаний:

подготовка учащихся к восприятию нового материала;

научное содержание;

идейная направленность;

аргументация фактами из жизни;

самостоятельная работа учащихся творческого характера;

осознанность усвоения нового материала.

 

5. Воспитание в процессе обучения:

формирование мировоззренческих убеждений;

воспитание высоких нравственных качеств личности;

воспитание сознательной дисциплины;

воспитание трудолюбия и культуры труда.

 

6. Методы обучения:

объяснительно – иллюстративный;

репродуктивный;

проблемный;

частично - поисковый (эвристический);

исследовательский.

 

 

  1. Обучение навыкам учебного труда:

сравнивать, обобщать, делать выводы;

заучивать рациональным способом;

самоконтроль, взаиморецензирование;

аргументированное доказательство;

самостоятельная работа с книгой.

 

  1. Индивидуальная работа:

с учащимися с низкой мотивацией обучаемости;

с учащимися, имеющими пробелы в знаниях;

с учащимися, имеющими отклонения от норм поведения;

с хорошо успевающими учащимися.

 

  1. Домашнее задание:

объём;

характер;

инструктаж;

дифференциация;

своевременность.

 

  1. Развитие мыслительной активности учащихся:

высокий уровень активности;

средний;

низкий.

 

  1. Общие выводы по уроку:

урок отличный;

цели достигнуты;

урок хороший;

урок удовлетворительный;

урок плохой (допущены ошибки теоретического и

методического характера, цели не достигнуты).

Cхема анализа урока

 

  1. Целенаправленность урока
  • Какие практические задачи решались на уроке?
  • Как осуществлялось знакомство учащихся с задачами урока?
  • Каким образом обеспечивалось поступательное развитие деятельности учащихся на уроке, её кульминация?
  • Как прошло завершение урока?
  • Каков итог урока с точки зрения выполнения (решения) задач и как их решение способствовало расширению образовательного, развивающего и воспитательного потенциала урока?

 

  1. Содержательность урока
  • Достаточно ли содержателен был материал текстов и упражнений; соответствовал ли он возрастным интересам учащихся, какова его образовательная и воспитательная ценность?
  • Соответствовали ли приёмы, используемые на уроке, задачам урока и психо-логическим особенностям учащихся?
  • В какой мере соблюдалось соотношение между тренировочными и творческими упражнениями?

 

  1. Активность учащихся на уроке
  • В каком соотношении была активность учителя и учащихся?
  • Как стимулировалась мыслительная активность, имела ли место поисковая деятельность учащихся и как она была организована?
  • Каким образом стимулировалась речевая активность учащихся на уроке?
  • Какие использовались организационные формы на уроке, где, в каких "точках" урока применялись коллективные формы организации деятельности школьников, для решения каких задач?

 

  • Все ли возможности были использованы для стимулирования активности учащихся.

 

  1. Мотивационная обеспеченность урока
  • Каким образом учитель обеспечивал учащимся возможность ощущать успешность учения, как гарантировалась мотивация успешности учения? Создавались ли на уроке условия для интеллектуальной напряжённости и одновременно обеспечивал ли учитель учащихся средствами её снятия?
  • Как использовалась оценка деятельности учащихся на уроке, включая взаимо- и самооценку?
  • Достаточно ли было личностно ориентировано содержание материала на уроке, в чём это проявлялось?
  • В какой мере используемые приёмы затрагивали интеллектуальную и эмоциональную сферы учеников?
  • Каким образом окончание урока показало учащимся достигнутое на уроке и мотивировало их дальнейшую работу по предмету.

 

  1. Многообразие используемых стимулов на уроке
  • Какие вербальные и невербальные стимулы использовались на уроке?
  • В какой мере используемые стимулы помогали решению задач урока?
  • Все ли возможности стимулов были должным образом реализованы?

 

  1. Результативность урока
  • Чему научились? Какие навыки формировались, развивались и совершенствовались? Какие умения развивались?

Анализ урока

  1. Общие сведения об уроке
  • цели посещения;
  • тема урока, его место в системе уроков в данном разделе программы;
  • цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая);

Сообщение учащимся целей и задач урока.

 

  1. Тип и структура урока
  • урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков;
  • урок закрепления знаний, умений и навыков;
  • урок повторения материала и развития умений и навыков;
  • урок обобщения изученного и совершенствования навыков;
  • урок развития связной речи;
  • урок проверки знаний, умений и навыков;
  • урок - зачёт;
  • урок - семинар;
  • контрольный урок;
  • урок анализа работ;
  • комбинированный урок.

Целесообразность выбора типа урока с точки зрения темы и дидактических целей. Логическая взаимосвязь и последовательность структурных частей урока.

 

  1. Анализ содержания урока
  • соответствие содержания теоретического материала программе;
  • доступность, художественность, идейность материала, используемого на уроке;
  • чёткое выделение основного содержания опорных знаний и умений как объекта прочного усвоения на уроке;
  • материал для повторения и его связь с объяснением нового.
  1. Анализ методов и организация обучения
  • формы опроса и учёта знаний, умений и навыков;
  • организация объяснения нового материала: его мотивация, первичное ознакомление, работа с учебником, со справочной литературой;
  • формы закрепления нового материала:
  • виды упражнений, используемых для работы по формированию опорных, специальных, общеучебных умений и навыков, мотивация всех видов деятельности учащихся на уроке;
  • виды работы по развитию речи: обогащение словарного запаса, развитие устной речи, работа по повышению уровня речевой культуры;
  • использование наглядности, ТСО в качестве источника новых знаний, средства повышения познавательной активности учащихся, эмоциональность восприятия, развитие их интереса;
  • взаимосвязь репродуктивной и творческой деятельности учащихся; пути повышения их творческой активности, формирование у школьников навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
  • способы индивидуализации и дифференциации заданий для учащихся;
  • организация проверки знаний, умений и навыков учащихся, полученных на уроке;
  • приём подготовки учащихся к выполнению домашних заданий;
  • подведение итогов урока, обоснованность поставленных на уроке оценок;
  • распределение и рациональное использование времени на уроке.

 

  1. Общий итог урока
  • реализация целей, задач урока, программных требований;
  • эффективность путей достижения поставленных на уроке целей;
  • обеспечение на уроке единства усвоения знаний с выработкой умений;
  • качество знаний, умений и навыков учащихся (прочность, систематичность, действенность);
  • воспитательная направленность урока.

 

  1. Предложения и рекомендации
  • рекомендации по закреплению и развитию задач, особенно успешно решаемых учителем на уроке;
  • предложения по преодолению выявленных недостатков,
  • рекомендации по изучению соответствующей литературы, посещение уроков у других учителей.

 

Педагогический аспект анализа урока

1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.

  1. Организация урока:
  • тип урока
  • структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели
  • подготовленность класса к уроку
  • организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы
  • плотность урока; рациональное использование времени.
  1. Содержание урока:

 

  • научность материала;
  • правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;
  • соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;
  • воспитательная направленность урока;
  • связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;
  • связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения;
  • межпредметные связи;
  • речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;
  • качество знаний учащихся, их умений и навыков;

 

  • речь учащихся.

 

  1. Методика проведения урока:

 

  • оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока;
  • соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов;
  • постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов:
  • работа с отстающими и слабоуспевающими;
  • владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке;
  • система оценки знаний, ее педагогическая ценность.

 

5. Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.

 

6.Работа и поведение учащихся на уроке:

 

  • активность класса и отдельных учащихся;
  • заинтересованность учащихся материалом урока, отношение к уроку;
  • отношение к учителю;
  • дисциплинированность и организованность;
  • речь учащихся , их вопросы.

 

7. Общие выводы по уроку.

 

8. Как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе.

 

Схема общедидактического анализа урока

 

 

  1. Оценка реализации основных принципов обучения (соотношение научности и доступности, наглядности и абстрактности и т.п.).
  2. Оценка планирования задач урока (чёткость формулирования образовательных, воспитательных задач урока, задач развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов, постановка задач исследовательской деятельности, задач развития образовательного процесса, а также задач развития личности самого учителя).
  3. Оценка конктретизации задач на основе выводов психологического или педологического консилиума.
  4. Умение поставить задачи урока перед учащимися.
  5. Полноценность содержания урока на различных этапах, оценка оптимальности выбора содержания, выделение главного, существенного.
  6. Выбор и применение учителем разнообразных источников сообщения ученикам знаний (оценивается обоснованность выбора).
  7. Оценка оптимальности сочетания различных форм и методов обучения в ходе урока.
  8. Использование различных приёмов учебной работы, их целесообразность.
  9. Воспитание интереса к предмету.
  10. Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся. Формы контроля. Оценка содержания вопросов и заданий. Соответствие оценок уровню знаний учащихся с учётом педагогического характера.
  11. Оценка культуры труда учителя и учеников (рациональность, удобство, эстетика).
  12. Оценка применения дифференцированного подхода к учащимся. Дифференциация объёма и степени сложности в пределах программы или стандартов, степень помощи, оказываемой детям с разным уровнем подготовки по предмету и отношением к предмету.
  13. Оценка владения учащимися навыками рациональной организации учебного труда , надпредметными учебными умениями.
  14. Характер, объём и дифференцированность домашнего задания. Оценка измерительных затрат времени на его выполнению Учёт в расписании других предметов.
  15. Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных его этапах.
  16. Оценка взаимоотношений учителя и учащихся.
  17. Использование возможностей учебного кабинета.
  18. Соблюдение школьных гигиенических требований на уроке.

 

Сопоставительный анализ урока

  1. Краткая общая характеристика урока: цель, задачи, этапы урока, средства, методические приемы и формы обучения на уроке.
  2. Целесообразность сопоставления данного урока с другими уроками цикла, блока, цепочки уроков или всего комплекса уроков в учебном году.
  3. Связь данного урока с уроками других предметов.
  4. Связь данного урока с внеурочной, воспитательной и развивающей деятельностью школы. Связь данного урока с жизнью города, региона, страны, мира, с жизнью семей и ближайшего окружения школьников.
  5. Взаимосвязь целей данного урока и целей других уроков. Целевая прогрессия.
  6. Прогрессия в характере и способе подачи материала.
  1. Прогрессия в использовании различных средств и методических приемов в обучении на данном уроке и на других уроках. Сочетание учебника и дополнительных материалов из различных источников.
  2. Распределение внимания учителя на различных учеников в цикле уроков. Динамика контроля.

 

Анализ урока, построенного на основе использования в процессе обучения инновационных технологий

  1. Тема урока. Характеристика модели урока. Класс; особенности класса.
  2. Тип урока (вводный, усвоения, формирования и закрепления, обобщения, контроля и учёта знаний и умений, комбинированный урок или иной тип занятия) и его место в системе уроков по данной теме.
  3. Цели урока: обучающая, развивающая, воспитывающая.
  4. Задачи урока: общие задачи, задачи разных этапов урока, задачи по осуществлению ранжирования и структурирования урока и др.
  5. Этапы урока: организационный, подготовка к восприятию, усвоение материала, его систематизация, корректировки, информация и др.
  1. Условия проведения и обеспечение урока: материально-техническая база кабинета; рабочее место учителя, учащихся; обеспеченность реактивами, оборудованием, таблицами, схемами; научно-методическое обеспечение кадрами (лаборант).
  2. Содержание урока: логичность структуры урока; отражение через содержание учебного материала основных идей курса; выделение опорных, новых знаний, способов деятельности; соответствие содержания целям, задачам, уровню подготовки учащихся.
  3. Деятельность учителя на уроке:
  • позиция педагога в учебном процессе (руководитель, организатор познавательной деятельности, игровой деятельности, управляющей групповым взаимодействием учащихся;
  • методы педагогической деятельности: опора на экспериментально - исследовательские формы работы; мотивация при постановке целей, задач и их реализации;

учёт уровня подготовки и психологических особенностей учащихся, культура речи и самоориентация педагога.

  1. Деятельность на уроке:
  2. тип деятельности (познавательная, учебная, игровая);
  • формы организации деятельности;
  • принципы формирования учебных групп;
  • формы взаимодействия учащихся, самоуправление познавательной, учебной, игровой деятельностью.
  1. Формы контроля и оценки результатов учебно-воспитательного процесса:
  • типы и методы контроля (индивидуальный, фронтальный, групповой; устный, письменный; практическая работа, практикум; графические, тестовые задания);
  • дифференциация, индивидуализация контроля;
  • создание психологических условий при контроле;
  • рациональность форм контроля;
  • диагностика результатов;
  • формы самоконтроля, самоанализа и самооценки.
  1. Домашнее задание:
  • характеристика домашнего задания;
  • объём домашнего задания;
  • обеспечение связи домашнего задания с содержанием настоящего, будущего урока, с уровнем подготовки, интересами учащихся.

12. Результаты учебно - воспитательного процесса: достигнуты ли цели урока; выделены ли ведущие идеи, законы, закономерности, понятия; осуществлены ли межпредметные связи; реалистичны ли требования к уровню знаний, умений учащихся; проведена ли диагностика результатов.

  1. Какие цели учебные, воспитательные и развивающие задачи были поставлены мною в поурочном плане и перед учащимися.
  1. Что главное в содержании программного материала отобрано мною на данный урок в соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами (основные законы, понятия, факты, межпредметные связи и т.д.).
  1. Какие методы, приёмы, организационные формы применены мною на уроке для достижения цели? Как учтены возможности школы и кабинета (наличие наглядного и раздаточного материала, ТСО, телепередач, кинофильмов, диафильмов и т.д.).
  2. Насколько оптимально были учтены особенности класса и индивидуальные особенности учащихся при планировании урока и индивидуальной работы.
  3. Как предвидел ход урока, его результат? Осуществлены ли мои намерения?
  4. Какие затруднения возникли у класса и отдельных учащихся и почему?
  5. Смог ли я их преодолеть?
  6. Какие возможности урока не были использованы? Что и как я планирую использовать на следующих уроках по данной теме?

Самоанализ урока

  1. Воспроизведите этапы урока, дайте оценку элементам урока, их последовательности и насыщенности. Удалось ли осуществить намеченный план урока? В какой мере? Насколько качественно? Были ли отступления от плана? Усвоили ли учащиеся материал?
  2. Какие проблемы были поставлены перед школьниками, привлекала ли сама постановка проблемы внимание ребят? Как была организована моя деятельность на уроке и деятельность учащихся?
  3. Какие элементы урока были самыми удачными? Удалось ли увлечь учащихся, заинтересовать их? Чем и как? Что нового, неожиданного в материале, в способе его подачи было для учащихся? Какие открытия были на уроке?
  1. Кто работал интенсивнее - я или ученики? Были ли активны ученики в ходе урока? Проявили ли инициативу? Что можно было бы улучшить в организации урока, в содержании и методах работы?
  2. Оцените комфортность работы учеников на базе урока. Трудно ли было им усваивать новый материал? Как вели себя учащиеся на уроке?
  3. Каков был в целом климат на уроке? Что не удалось реализовать? Что необходимо исправить и как?

Самоанализ урока

Класс

Тема урока

Тип урока и его структура

  1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  2. Краткая психолого - педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся).
  3. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  4. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  5. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результаты обучения на уроке.
  6. Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  7. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
  8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
  9. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
  10. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  11. Наметить перспективы своей деятельности.

Анализ урока

  1. Достижение целей урока и реализация его познавательной, развивающей и воспитывающей функции.
  2. Чёткость доведения до учащихся темы и задач урока и установление связи данного урока и предыдущего.
  3. Целесообразность структуры и последовательности отдельных её частей.
  4. Содержание урока соответствует ли его цели.
  5. Соответствие приёмов и методов обучения содержанию, цели урока и возрастным особенностям учащихся.
  6. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока. Эффективность приёмов, методов и форм работы.
  7. Особенности контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.
  8. Психологическая характеристика деятельности учащихся на уроке: интерес, активность, понимание материала и его значимости.
  9. Характеристика отношений участника педагогического процесса: наличие доброжелательности, жизнерадостности, взаимного расположения, сопереживания, поддержки, взаимного уважения и справедливости.
  10. Общая оценка урока. Выводы и рекомендации учителю.

Схема самоанализа урока

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика?
  2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?
  3. Какие задачи я решаю или решила на уроке:

- общеобразовательные;

- воспитательные;

- развивающие?

  • Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?
  1. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Существовала ли логическая связь между различными этапами урока.
  2. На что делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного ясно и чётко выделить главное, чтобы дети не потерялись в объёме второстепенного?
  3. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.
  4. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или всё в совокупности?
  5. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
  6. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
  7. За счёт чего поддерживалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
  8. За счёт чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведёт себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
  9. Как и за счёт чего обеспечивались на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
  10. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
  11. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?
 

Кодированный анализ урока (Терский Н.Л.)

Виды учебных ситуаций (ВУС)

3 Единица содержания создается через совместное учение и преподавание (серия последовательно предъявляемых и немедленно выполняемых заданий)

 

Уровень усвоения знаний (УУ)

3- творческое применение знаний

Метод обучения (МО)

ЧП- частично-поисковый

И- исследовательский

ПИ-проблемное изложение

 

 

Качество знаний (КЗ)

 

 

 

 

 

11- осознанность

10- гибкость

9- развернутость

8- свернутость

7- оперативность

6- систематичность

5- системность

4- обобщенность

3- конкретность

2- глубина

1- полнота

 

Эмоциональное поле урока (ЭП)

 

 

 

 

 

 

АП- активно-положительное

ПП- пассивно-положительное

АО- активно-отрицательное

ПО- пассивно-положительное

2

Единица содержания создается как целое учение (ученик действует в своем темпе, но по заданию учителя)

 

 

2- усвоение способов применения знаний по образцу

 

Р- репродуктивный

1

Единица содержания создается как целое (монолог, лекция, ТСО)

 

1- восприятие информации, ее сознание и фиксация

 

ОИ-объяснительно-иллюстративный

 

 

 

 

 

Обратные связи (ОС)

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД)

Доминирующие отношения (ДО)

Средства обучения (СО)

ФС-фронтально-содержательная (спрашивает всех)

 

К- коллективная

 

 

Ф- фронтальная

 

 

Г- групповая

 

 

 

И- индивидуальная

 

Н1научность

Н 2 научная достоверность

Н3научная глубина содержания

Н4 использование новых научных данных

Н5 связь с жизнью (практическая направленность содержания)

Лг- логичность

Лг1- соответствие теме

Лг2- логическая последовательность

Л3- односложность терминологии

Т1- трудность материала завышена

Т2- трудность материала средняя

Т3- трудность материала занижена

К- увеличить трудность

Т- уменьшить время

Э – эмоциональность преподавания

ТСК

Технические

средства контроля

ДСК

До технические

средства

контроля

ВС-выборочно-содержательная (спрашивает некоторых)

ТСТ

Технические

средства тренажа

ДСТ

До технические

средства тренажа

ИВ- интуитивно- визуальная (наблюдает за всеми)

ТСИ

Технические

средства информации

ДСИ

До технические

средства информации

 

 

 

Таблица записи хода урока

Дата посещения урока:_________________

Класс:______________

Предмет:_____________________________

Учитель:_____________________________

Цель посещения:_______________________________________________________________________________________________________________

Цель урока:___________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Содержание этапа урока

ВУС

ФОПД

УУ

МО

СУМ

ОС

КЗ

СО

ДО

ЭП

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

 

Рекомендации:

 

 

 

Урок посетил:______________________________________________ С рекомендациями ознакомлен:_____________________________________

(подпись учителя)

 

 

Для заметок



 

ПЛАН

ИССЛЕДОВАНИЯ УРОКА В ПОДХОДЕ «LESSON STUDY»

В 6 «Г» КЛАССЕ  НА  2018 – 2019 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ.
 

Этапы внедрения

Сроки проведения

Ответственные

Ожидаемые результаты

 

Ι.

Подготовительный этап

 

1.

Установочное заседание №1. Выбор классов, учителей – предметников, участвующих в проекте по исследованию урока, определение модели исследования.

8 сентября

модератор

Валиева Ф.С., зам. по науке Зейнелова К.Т.

 

 

2.

Изучение методики, опыта работы по Пит Дадли (Великобритания), подбор эффективных технологий и методик

сентябрь

учителя – предметники

 

 

3.

Проведение анкетирования в классе с целью определения степени самооценки каждого ученика и выявить  в классном коллективе.

сентябрь

классный руководитель

Валиева Ф.С.

результаты анкетирования

 

4.

Работа фокус – группы для определения темы исследования, учителей – предметников и выбора «исследуемых учеников» уровня АВС. Определены предметы: русский язык, казахский язык и информатика и отобраны учащиеся уровня

А – Суюмбаев Темирхан

В – Рахимова Айша

С – Кузнецова София

в течении года

учителя – предметники

выбор темы: «Использование групповой и парной работы через инструменты критического мышления».

 

 

5.

Заседание фокус – группы

а) составление правила работы группы

б) распределение обязанностей

в) составление плана работы на год

сентябрь

учителя – предметники

план работы

 

ΙΙ.

Внедренческий этап

1 блок. Учебная деятельность

 

1.

Совместное планирование урока №1 учителями-предметниками гуманитарного и естественно-математического направления, обсуждение планов и внесение корректировки

1 – 2 полугодие

учителя-предметники

Динамика развития «исследуемых учеников»

 

2.

Проведение урока №1 (наблюдение за «исследуемыми учениками»), интервью с «исследуемыми учениками» после урока

1 – 2 полугодие

учителя-предметники

 

3.

Обсуждение после урока

1 – 2 полугодие

учителя-предметники

 

4.

Совместное перепланирование урока №2, обсуждение и корректировка планов

1 – 2 полугодие

учителя-предметники

 

5.

Проведение урока №2 (наблюдение за «исследуемыми учениками»), беседа с «исследуемыми учениками» после урока

1 – 2 полугодие

учителя-предметники

 

6.

Обсуждение после урока

1 – 2 полугодие

учителя-

предметники

 

 

 

7.

Совместное планирование урока №3, обсуждение и корректировка планов

1 – 2 полугодие

учителя-предметники

 

8.

Проведение урока №3 (наблюдение за «исследуемыми учениками»), интервью с «исследуемыми учениками» после урока

 

1 – 2 полугодие

 

учителя-предметники

 

9.

Первичное ознакомление с результатами исследования урока. Мониторинг в виде презентации, таблицы, схемы.

 

декабрь 2018г.

учителя-предметники

Мониторинг исследования

 

10.

Промежуточный мониторинг по результатам исследования

февраль март 2019г.

учителя-предметники

Информационная база о результатах проекта

 

 

2 блок. Внеурочная деятельность.

 

 

1.

Посещение коучингов

по графику

кластер по исследованию урока

обмен опытом работы

 

2.

Посещение мастер - классов

по графику

кластер по исследованию урока

обмен опытом работы

 

 

3 блок. Работа с родителями

 

1.

Ознакомление родителей с памяткой об исследовании урока.

сентябрь

классный руководитель, родители учащихся

Механизмы взаимодействия

 

2.

Совместные мероприятия с родителями

2 -полугодие

классный руководитель, родители

 

 

3.

Ознакомление родителей с результатами исследования (презентация)

март - апрель

классный руководитель, учителя – предметники

 

 

4.

Участие в фото – выставке: «Мы в проекте».

май

классный руководитель, учителя - предметники

 

 

 

4 блок. Социальное партнерство

 

1.

Посещение библиотеки

в течении года

Классный руководитель, класс

Развитие кругозора учащихся, механизмы взаимодействия

 

2.

Посещение музеев

по графику

классный руководитель

 

 

3.

Освещение в СМИ

 

Модератор, классный руководитель